Главная / Практикум / Учебники / вернуться

ШКОЛА-САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА БАС-ГИТАРЕ. ЧАСТЬ 3

Виктор Бахур

Первая позиция

Изучать гриф бас-гитары удобнее и правильнее – позициями. Позиции определяются по указательному пальцу левой руки. На каком ладу находится указательный палец такая и будет позиция.  На бас-гитаре чаще всего действует правило – каждый палец имеет свай лад. Если указательный палец (напоминаю, обозначается цифрой 1), расположен на первом ладу, следовательно, средний (2) – на втором ладу, безымянный (3) – на третьем, а мизинец (4) – на четвертом. Для того чтобы в последствии научиться играть пассажи, и не смотреть на гриф инструмента, следует неукоснительно выполнять данное правило.

Самый простой способ запомнить расположение нот на грифе – это выучить гамму и закрепить полученные знания упражнениями или отрывками из оркестровых и ансамблевых партий.


Рис. 1. Ля минор

Выучите гамму ля минор наизусть.

Если вы извлекаете звук пальцами, то не имеет значения последовательность чередования пальцев i m, i m, i m или m i, m i, m i, главное чтобы два раза одним и тем же пальцем НЕ играли. Пальцы следует постоянно чередовать.

Если вы решили вначале освоить игру медиатором, то следите за значками над нотами (рис. 2), так как при данной технике имеет значение направление извлечения звука.


Рис. 2. Направления удара медиатором по струнам

Во время заучивания гаммы старайтесь петь названия звуков или произносите их вслух (можно про себя). Играйте медленно и ровно.

Для закрепления полученных знаний и развития координации пальцев выучите упр. 1 (рис. 3) и   упр. 2  (рис. 4). Обратите внимание, что удар медиатора на счет 1, 2 и т.д. направлен вниз, а на  счет «и» вверх. Это правило для четных размеров (2/4, 4/4) и размера 3/4 действует почти всегда.


Рис. 3. Упражнение 1
MIDI 1. Упражнение 1

 


Рис. 4. Упражнение 2
MIDI 2. Упражнение 2

Упражнения 1 и 2 исполняются на  струнах 2 и 3 и состоят всего из шести нот.

В этих упражнениях вам встретится термин simile (симиле), что можно перевести с итальянского как подобно или делай подобное, то есть вы продолжаете играть тем же штрихом.

Пауза

В упражнении 3 (рис. 5) вы встретите четвертную паузу (4, 8, 10, 12 и 16 такты). В музыке пауза это не абстрактное понятие. Пауза имеет четко выраженные временные границы – начало и окончание. Сыграть паузу можно двумя способами.

  1. Поставьте палец правой руки на струну, на которой только что была сыграна нота, чтобы прекратить ее звучание. Если играете медиатором, то опустите (коснитесь) ребро ладони на струну, которую хотите заглушить.
  2. Ослабьте мышцы левой руки, чтобы нота прекратила звучать, палец далеко от струн отводить не надо.


Рис. 5. Упражнение 3
MIDI 3. Упражнение 3

Оба способа имеют свои недостатки.

  1. Сложность при исполнении быстрых пассажей штрихом стаккато.
  2. Возможен нежелательный дребезжащий призвук.

Начинающим музыкантам рекомендуется применять два способа одновременно, а впоследствии (в каждом конкретном случае), тот который будет наиболее удобен.

Итак, когда вы будете играть упражнение 3, то в тактах 4, 8, 10, 12 и 16 на счет «три» приглушите звук, сыгранный перед ним, в данном случае на счет «раз».

В упражнении 4 (рис. 6) в тактах 2, 4, 6, 10, 12 и 15 приглушите звук на счет «и», а в тактах 8 и 16 на счет «два».


Рис. 6. Упражнение 4
MIDI 4. Упражнение 4

Чтобы было понятней, в упражнениях 3 и 4 счет (шрифт), во время которого следует приглушить звук, выделен стилем жирный.

Для закрепления пройденного материала выучите фрагмент песни В. Цоя «Звезда по имени Солнце» (рис. 7). Структура MIDI файла такова:  

  • два такта (четыре удара по ободу рабочего барабана) счет; 
  • звучит фрагмент фонограммы с бас-гитарой; 
  • затем четыре такта (восемь ударов бас-барабана) проигрыш ударных; 
  • звучит фрагмент фонограммы без бас-гитары.

Вы должны сыграть свою партию и в том отрезке фонограммы, где дублируете MIDI-бас, и в том, где MIDI- бас отсутствует.


Рис. 7. Звезда по имени Солнце
MIDI 5. Звезда по имени Солнце

Знаки альтерации

Знак альтерации предназначены для повышения или понижения основной ступени (рис. 8).


Рис. 8. Знаки альтерации

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные.

Ключевые знаки альтерации выставляются после басового ключа и действуют на протяжении всех тактов  и всех октав. Записываются на тех линиях или между линиями, на которых находятся ноты, к которым эти знаки относятся. Ключевые знаки альтерации могут быть или только бемоли, или только диезы.

Случайные знаки  альтерации выставляются перед нотой и действуют на протяжении данного такта и данной октавы.

Бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.

Выучите гамму фа-мажор (рис. 9),  обратите внимание на ключевой знак альтерации – си-бемоль. Нота си большой октавы находится на втором ладу на струне 3, а нота си-бемоль большой октавы находится на первом ладу на струне 3.


Рис. 9. Фа мажор

Когда будете заучивать гамму фа мажор, обязательно пойте си-бемоль, так как си и си-бемоль это две разные ноты, находящиеся на разных ладах бас-гитары.

Выучите украинскую народную песню (рис. 10), обратите внимание на ритм и паузы, если возникнут трудности с исполнением мелодии правильным ритмом, непременно прослушайте MIDI файл.


Рис. 10. Украинская народная песня
MIDI 6. Украинская народная песня

Выучите фрагменты (собранные в один файл) композиции «No Remorse» (Metallica) (рис. 11), обратите внимание на проходящие знаки альтерации. Надеюсь, вы помните, что случайные знаки альтерации действуют до конца такта. То есть на счет «и» (после счета «раз») находится нота фа-диез, перед нотой фа на счет «два» диез не стоит, но играть нужно все ровно фа-диез. Во втором такте чтобы звучала нота фа-диез, снова поставлен знак альтерации. Если эта тема вызовет затруднения, проанализируйте табулатуру, на ней лады проставлены правильно.


Рис. 11. No Remorse
MIDI 7. No Remorse

Темп этих фрагментов медленнее, чем исполняет группа Metallica, так как вы должны больше внимания уделять качеству звука.

Не ленитесь считать паузы, в ансамблевых партиях они встречаются достаточно часто.

Нота ми большой октавы пишется на первой добавочной линии снизу и играется на четвертой открытой струне.

Гамма си-бемоль мажор

Выучите гамму си-бемоль мажор (рис. 12)


Рис. 12. Гамма си-бемоль мажор

Выучите упражнение 5 (рис. 13). Обратите внимание на аппликатуру. Правило – каждый палец имеет свой лад – хорошее правило, но у каждого правила есть свои исключения. Если вы прижали третьим пальцем струну, а затем следует прижать ноту на струну выше на том же ладу, то ее удобнее прижимать четверым пальцем. Например, нота соль большой октавы находится на четвертой струне III ладу, в первой позиции прижимается третьим пальцем, если затем будет следовать:

  • нота до (струна 3, лад III);
  • нота фа (струна 2, лад III);
  • или нота си-бемоль (струна 1, лад III), то ее (их), в данном случае, удобнее прижать четвертым пальцем.


Рис. 13. Упражнение 5
MIDI 8. Упражнение 5

В сложных (незнакомых) местах над нотами проставлены пальцы.

Обсудить